Оборудование или отходы?
Как написать ТЗ для закупки, не нарушив нормы законодательства
В наш век технического прогресса трудно представить работу любого учреждения без использования технических средств, будь то орган, выполняющий функции государственной власти, или организация в сфере образования и культуры. На рабочем месте практически каждого сотрудника присутствуют различные электронные или электрические приборы. Но, к сожалению, любой прибор имеет свой срок службы, и рано или поздно приходит в негодность, в том числе, и по причине морального износа.
Все мы прекрасно знаем, что пришедшее в негодность оборудование подлежит списанию и передаче специализированным лицам с целью дальнейшей утилизации. Бюджетные учреждения также уже хорошо знакомы с процедурой приобретения услуг посредством госзакупок. Однако, зачастую при формировании закупочной документации на услуги по утилизации списанного оборудования организации прописывают условия, противоречащее нормам природоохранного законодательства, что может привести к печальным последствиям – услуга по утилизации будет оказана некорректно, а заказчик услуги нарушит требования законодательства РФ в сфере обращения с отходами.
Но обо всём по порядку. В первую очередь, при формировании услуг заказчику необходимо определиться с видами услуг. То, что заказчику требуются услуги по утилизации вопросов не вызывает, но вот что будет являться объектом утилизации — оборудование, которое было списано или же отходы, которые образовались в результате списания оборудования?
Обратимся к термину «отходы» в разрезе нашей проблематики, согласно №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы — предметы, которые образованы в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Другими словами, списанное оборудование, с точки зрения природоохранного законодательства, — это отходы.
При формировании закупочной документации заказчик обязан руководствуется требованиями №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком услуг.
Но в то же время, мы уже определились, что объектом услуг будет выступать «отход», а действия по обращению с отходами может осуществлять только лицо, обладающее лицензией на право обращения с отходами (требование №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). То есть, уже не любое заинтересованное лицо, как гласит №44-ФЗ, может выступать в качестве поставщика услуг.
Кроме того, стоит отметить, что при отнесении списанного оборудования к «отходам» у самого заказчика формируется ряд обязанностей, регламентирующий действия с образованными отходами, таких как, например, паспортизация отходов и их дальнейший учет.
Согласитесь, для, казалось бы, достаточно заурядного вопроса по списанию непригодного для использования оборудования, существуют достаточно важные нюансы, пренебрегая которыми, можно оказать вне поля действующих норм и правил в области природоохранного законодательства.